Артур Конан Дойль
Родился 22 мая 1859г. в Эдинбурге.
7 июля 1930 – умер в Кроуборо.
Сэр Артур Игнатиус Конан Дойль (англ. Sir Arthur Ignatius Conan Doyle;) — шотландский и английский врач и писатель. Настоящая фамилия писателя — Дойль, Конан — его среднее имя, однако в зрелом возрасте он стал использовать это имя как часть фамилии — Конан Дойль. В русских текстах встречаются также варианты написания Конан Дойл (что более соответствует правилам транслитерации, чем традиционный вариант), а также Конан-Дойль и Конан-Дойл.
Артур Конан Дойль родился в столице Шотландии.
1868-1876 – учится в Стоунихерст-колледже (графство Ланкашир).
1876-1881 – изучает медицину в Эдинбургском университете. Учась, Артур встречается со многими будущими авторами, такими как, Джеймс Барри и Роберт Луи Стивенсон, которые посещают университет. Но наибольшее влияние на него оказывает один из его преподавателей доктор Джозеф Белл, который был мастером наблюдательности, логики, выводов и обнаружения ошибок. В будущем он послужит прототипом Шерлока Холмса. Учась, Дойль старается помочь своей семье, которая состоит из семи детей – он работает аптекарем и помощником различных докторов в свободное от учебы время, которое выкраивает путем ускоренного изучения дисциплин. В 1881 году, окончив медицинский факультет Эдинбургского университета, Конан Дойль занялся медицинской практикой в Саутси, а затем защитил докторскую диссертацию.
В 1888 году был написан первый роман о Шерлоке Холмсе. На протяжении долгой жизни - семьдесят один год - Дойль много путешествовал, плавал судовым врачом в Арктику на китобойном судне, в Южную и Западную Африку, служил полевым хирургом во время англо-бурской войны. Своим лучшим произведением считал "Белый отряд", исторический роман о Столетней войне. В последние годы жизни занимался спиритизмом, издал двухтомный труд "История спиритизма" за собственный счет. Был удостоен титула пэра за литературную и публицистическую деятельность..
В 1885 году Конан Дойль женился на Луизе «Туйе» Хокинс; она долгие годы страдала туберкулёзом и скончалась в 1906 году.
В 1907 году Дойль женился на Джин Лекки, в которую был тайно влюблен с момента знакомства в 1897 году.
Дойль имел пять детей: двое — от первой жены — Мэри и Кингсли, и трое — от второй — Джин Лена Анетт, Денис Перси Стюарт (17 марта 1909 года — 9 марта 1955 года; в 1936 году он стал мужем грузинской княгини Нины Мдивани) и Адриан.
Наиболее известны его детективные произведения о Шерлоке Холмсе, приключенческие и научно-фантастические о профессоре Челленджере, юмористические о бригадире Жераре, а также исторические романы («Белый отряд»). Кроме того, он писал пьесы («Ватерлоо», «Ангелы Тьмы», «Огни судьбы», «Пёстрая лента») и стихотворения (сборники баллад «Песни действия» (1898) и «Песни дороги»), автобиографические очерки («Записки Старка Мунро»), бытовые романы («Дуэт, со вступлением хора»), был соавтором-либреттистом оперетты «Джейн Энни» (1893).
Некоторые произведения:
Шерлок Холмс
Цикл о профессоре Челленджере
Затерянный мир (The Lost World) (1912)
Отравленный пояс (The Poison Belt) (1913)
Страна туманов (The Land of Mists) (1926)
Дезинтеграционная машина (The Disintegration Machine) (1927)
Когда Земля вскрикнула (When the World Screamed) (1928)
Исторические романы
Михей Кларк (Micah Clarke) (1888), роман о восстании Монмута (Монмаута) в Англии XVII века.
Белый отряд (The White Company) (1891)
Большая тень (The Great Shadow) (1892)
Изгнанники (The Refugees) (опубликован 1893, написан 1892), роман про гугенотов во Франции XVII века, освоение французами Канады, индейских войнах.
Родни Стоун (Rodney Stone) (1896)
Дядя Бернак (Uncle Bernac) (1897), повесть о французском эмигранте времён Великой французской революции.
Сэр Найджел (Sir Nigel) (1906)
Поэзия
Песни действия (Songs of Action) (1898)
Песни дороги (Songs of the Road) (1911)
Драматургия
Джейн Энни, или Приз за хорошее поведение (Jane Annie, or the Good Conduct Prize) (1893)
Дуэт (A Duet. A duologue) (1899)
(A Pot of Caviare) (1912)
(The Speckled Band) (1912)
Ватерлоо (Waterloo. (A drama in one act)) (1919)
Другие произведения
Сообщение Хебекука Джефсона (1884), история, опирающаяся на судьбу судна «Мария Целеста»
Тайна Клумбера (1889)
Торговый дом Гердлстон (1890)
Капитан «Полярной Звезды» (1890)
Необычайный эксперимент в Кайнплатце (1890)
Открытие Рафлза Хоу (1891)
За городом (Приключения в загородном доме)(1892)
Номер 249 (1892)
Паразит (1894)
Загадка Старка Монро (1895)
Трагедия пассажиров "Короско" (1898)
Великая Бурская война (1900)
Подвиги бригадира Жерара (1903)
За волшебной дверью (1907), эссе
Игра с огнем (1908)
Преступление в Конго (1909)
Ужас расщелины Голубого Джона (1912)
Ад в небесах (Ужас поднебесья, Ужас высот) (1913), повесть, включающая так называемый дневник Джойса-Армстронга
Новое Откровение (1918), автобиографический религиозно-философский трактат
Воспоминания и приключения (1924), автобиографическая повесть
Черный доктор… (1925), сборник
История спиритизма (1926)
Маракотова бездна (1929)
Конан Дойль и Шерлок Холмс
В восьмидесятых годах позапрошлого века молодой английский врач Артур Конан Дойль практиковал в Саутси и с трудом сводил концы с концами.
Время от времени молодой врач предпринимал попытки увеличить свои скромные доходы литературным заработком. Он пробовал себя в разных жанрах с посредственными результатами – творческими и материальными. Наконец в 1887 году повесть «Этюд в багровых тонах», предварительно отвергнутая несколькими издательствами, была напечатана и принесла своему создателю скромный гонорар – 25 футов стерлингов. Это было первое появление Шерлока Холмса. Вторая повесть Дойля о Шерлоке Холмсе, «Знак четырех», была опубликована в 1890 году в американском журнале «Липпинкотс мэгэзин». Начиная с июля 1891 года почти в каждом номере английского журнала «Стрэнд мэгэзин» стали появляться новеллы о Холмсе, получившие огромную популярность.
Затем рассказы о Холмсе были собраны Дойлем в пять сборников: «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894), «Возращение Шерлока Холмса» (1905), «Архив Шерлока Холмса» (1927)
Только с Конан Дойля начался настоящий расцвет детективного жанра. Он вдохнул в него жизнь и движение, заставил читателей с увлечением следить за полными динамики и драматизма приключениями. Конан Дойль – прирожденный рассказчик. Пусть его сюжетные схемы не всегда оригинальны, а детали не свободны от противоречий и фактических ошибок. В лучших вещах это искупается увлекательностью и яркостью повествованию двумя удачными образами – Холмсом и Уотсоном.
Один из крупнейших представителей научной криминалистики, француз Э.Локар, неоднократно признавал, что рассказы о Холмсе небезынтересны для специалистов, и особо отмечал указаниям героя Конан Дойля на необходимость при расследовании преступлений изучать пыль, дорожную грязь, пепел…
Шерлок Холмс, конечно, в первую очередь представитель позитивного склада мысли, мастер исследования материальных следов, родоначальник галереи «научных детективов». Но было бы ошибкой недооценивать его психологическую изощренность, его умение проникать в мысли других.
Логика позитивного факта торжествует на страницах рассказов о Холмсе и сочетается с присущим Дойлю даром динамического, проникнутого драматизмом повествования, живописной причудливостью и оригинальностью завязок, элементами «страшного», заставляющего вспомнить о «готических романах», эффектными концовками. Сам Холмс относится критически к этим сочетаниям логики и драматизма. Но ему самому были присущи склонность к мистификациям, стремление поразить неожиданным эффектным финалом. «Я никогда не мог удержаться от примеси драматизма», признается Холмс. В нем много артистизма, который увлекает его своим контрастом с размеренным, однообразным буржуазным существованием. «Мой мозг бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай… Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности.»
Но Холмс обращается к искусству не только ради искусства. Под маской аналитика скрыт гуманный, добрый и благожелательный к своим клиентам защитник терпящих бедствие и несправедливо обвиненных.
Постоянной ареной приключений Холмса является Лондон и его окрестности. Очень редко действие переносится за рубеж, как в «Последнем деле Холмса». Холмс неотделим от Лондона конца девятнадцатого века с его Кэбами и газовыми фонарями, тускло светящими в туманные вечера. Энтузиасты называют Лондон восьмидесятых и девяностых годов Лондоном Холмса и посвящают многочисленные изыскания попыткам точно установить, где именно находился знаменитый дом 221-б по Бейкер-стрит, штаб-квартира Холмса и Уотсона.
Конан Дойль отрекался от своего создания, хотел избавиться от него («Последнее дело Холмса»). Но читательское сознание оказалось проницательнее и справедливее и Дойль возвращает Холмса («Пустой дом»). После Конан Дойля было опубликовано бесчисленное множество детективных романов, некоторые из которых превосходят по сюжетной линии и изобретательности произведения о Холмсе. Но ни один из персонажей детективной литературы не может похвалиться такой популярностью, как Шерлок Холмс.
У Конан Дойля часто спрашивали, кто он сам: Шерлок Холмс или доктор Уотсон? И писатель опять в недоумении разводил руками. Ни тот, ни другой отдельно, в нем жили оба, как и вообще жизнь связывает противоположности, «лед и пламя», безумные фантазии и здравый смысл, проницательность и простоватость. Друг без друга эти крайности даже менее интересны.
Все же Конан Дойль неуклонно считал, что успех Шерлока Холмса заслоняет его более значительные произведения. Писатель имел в виду свои исторические романы.
Быть понятным, интересным и умным – вот требования, которые Дойль предъявлял писателю. Некоторые крупные литературы, отмечал он, иногда сполна удовлетворяют последнему условию, однако два первых им никак не даются, и дорога к читателю закрыта для них. Конан Дойль же старался по мере своих сил следовать всем трем пунктам, и книги его до сих пор не выпускают из рук читатели самых разных возрастов.
«Много было писем из России», - вспоминал в автобиографии Конан Дойль, говоря об откликах на свои произведения, главным образом на рассказы о Шерлоке Холмсе.
У нас ценили и ценят Конан Дойля, за его жизнелюбие и веру в человека и его разум, за силу фантазии и мастерство, с каким он строит напряженный детективный или приключенческий сюжет, за серьезное отношение к писательскому труду и уважение к читателю, который любит занимательное чтение.